Схема холма и его части

Содержание

Возводим искусственный холм на дачном участке — технология постройки и особенности применения в ландшафтном дизайне (135 фото)

Схема холма и его части

На практике искусственный холм на загородных участках обычно сооружают больше из эстетических соображений, руководствуясь в первую очередь желанием придать более красивый вид своему участку, привнести в его ландшафтный дизайн свежие идеи.

Конечно, существуют и весьма веские причины сооружения холма из практических соображений: холм можно использовать в качестве эффективного средства, скрывающего все объекты на участке, внешний вид которых вполне может оставлять желать лучшего: навозную яму, туалет, другие старые неприглядные постройки, низменные места и т. д.

Рассмотрим основные принципы постройки искусственного холма своими руками на дачных участках.

Размеры холма и участка

Эти две величины находятся в некоторой зависимости: чем больше размер участка, тем более высоким при прочих равных условиях может быть холм.

На практике максимальную высоту холма обычно ограничивают 1,5 м. Высота наиболее распространенных холмов не превышает обычно 1 м.

Следует заметить, что холм будет хорошо смотреться лишь на участках площадью от 1000 кв. м (10 соток). На участках с небольшой (менее 10 соток) площадью холм выглядит, как правило, неуклюже ввиду его сильного выделения на фоне всего такого участка.

Форма и объем холма

Простой холм выполняют таким образом, чтобы его склоны образовывали относительно земли (основания) угол, не превосходящий 45 градусов, поскольку иначе за счет действия гравитационных сил вполне возможно обрушение его чересчур крутых склонов.

Более сложные формы холмов выполняют с применением террасирования, описание которого выходит за пределы данной статьи.

При проектировании холма важным является примерный расчет его объема.

Следует знать, что при любом размере холма потребуется дополнительный строительный материал для наполнения его объема. Причем чем большие размеры имеет холм и чем он выше, тем, очевидно, больше потребуется дополнительных стройматериалов.

Порядок производства работ включает следующие основные этапы:

  • очистку от мягкого грунта и устройство основания под будущий холм;
  • возведение каркаса холма и укладку плодородного грунта на его склоны;
  • высадку растений.

Как правильно подготовить место под будущий холм?

В первую очередь следует с места, обозначенного в качестве основания будущего холма, снять самый верхний (плодородный) слой грунта и отложить его до заключительных этапов.

Также заранее следует позаботиться и о грунте для каркаса холма. Вместо грунта можно эффективно использовать уже отслужившие свой срок бетонные, железобетонные и металлические конструкции.

Наполнять тело холма мусором не стоит из-за его быстрого разложения и, как вследствие, последующей сильной усадки всего холма.

Из природных материалов хорошо подходят для этих целей камни, щебень, песок. Глину применять не рекомендуется из-за наличия у нее ярко выраженных пучинистых свойств.

Устройство каркаса холма

Сам принцип производства работ выглядит следующим образом. Сначала готовят основание и нижележащую часть холма.

Для этого используют непучинистый или малопучинистый грунт (к примеру, крупно- или среднезернистый песок), который, предварительно смочив для увеличения его насыпной плотности, послойно сыплют в место расположения основания холма и трамбуют вручную или посредством трамбовочной машины.

После того, как основание под холм подготовлено, приступают к формированию его основной части: для этого можно использовать или готовые конструкции, о которых говорилось выше, или заранее приготовленный грунт.

На финишном этапе формируют вершину и склоны холма. Для этого ранее отложенный плодородный грунт сыплют в место предполагаемой будущей вершины холма.

Грунт под действием гравитации скатывается вниз, образуя естественным образом вершину и склоны холма.

Посадка растений

За счет естественной усадки построенному холму потребуется не менее полугода для его естественной усадки.

Если ждать нет сильного желания, то можно снизить эффект усадки, посадив на вершине и склонах холма ряд неприхотливых быстрорастущих красивых растений.

При этом следует помнить, что светолюбивые растения следует высаживать на вершину холма и южный склон, тогда так теневыносливые – на северный склон.

Благодаря растениям холм не только приобретает изящный вид, но и одновременно становится более крепким, прочным, способным эффективно противостоять процессам выветривания.

В дальнейшем можно дополнить растения на холме другими элементами ландшафтного дизайна, например, красивыми валунами, в зависимости от ваших предпочтений.

Из вышеизложенного видно, что возведение искусственного холма на загородном участке своими руками не является большой проблемой для дачников — истинных ценителей природы и ландшафтного дизайна.

Нужно лишь проявить минимум смекалки и потратить немного собственных сил и времени. Награда же в виде построенного и эффектно выглядящего холма будет радовать вас и членов вашей семьи на протяжении долгих последующих лет.

 Фото искусственных холмов на дачном участке

Вам понравилась статья? Поделитесь 😉

Источник: https://landshaftdesign.info/vozvodim-iskusstvennyj-xolm-na-dachnom-uchastke/

Изучаем карту местности

Схема холма и его части

Тема. “Поверхность нашего края”.Цели. Дать представление о формах поверхности суши: горах, равнинах, холмах, оврагах; познакомить с плоской и холмистой равниной; показать связь между природой и трудовой деятельностью человека; развивать мышление, логику, память; воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование. “Горы и равнины”, схемы “Холм” и “Овраг”, плакат “Холмистая равнина”, иллюстрации с видами гор, физическая карта России (настенная), атласы для 4-го класса, макеты “Холм” и “Овраг”, кроссворд, перфокарты.ХОД УРОКА

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Вспомните материал прошлого урока и ответьте на мои вопросы: чем отличается карта от плана?Дети. План детально изображает предмет, а карта охватывает большие территории.У. Что такое масштаб?Д. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие расстояния.У. Как на карте изображаются реки, озера, моря?Д. Синим цветом.У. Как изображается суша?Д. Зеленым, желтым, коричневым цветами.У. Как изображаются города?Д. Звездочками или кружочками.У. Молодцы! Дома вы хорошо повторили материал.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с большой и интересной темой. Мы будем говорить о формах поверхности нашего края, учиться находить и различать их на карте.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Посмотрите на плакат.На доске плакат “Холмистая равнина”.– Какая форма поверхности здесь изображена?Д. Ровная.У. Большое пространство с ровной поверхностью называется “равнина” (на доске записывается понятие “равнина”). Откройте ваши атласы на странице с физической картой России. Найдите все равнины на территории нашей страны. Каким цветом они отмечены?Д. Зеленым или светло-желтым.У. Какие равнины вы нашли?Д. Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую.У. А теперь откройте ваши учебники на с. 101. Найдите внизу фотографию равнины. Сравните равнины, изображенные в учебнике и на моем плакате. Одинаковые ли они?Д. Разные.У. Чем они различаются?Д. На плакате на равнине есть возвышения, а в учебнике она совсем ровная.У. Правильно. Равнины бывают холмистые и плоские. Какая из этих равнин холмистая?Д. На плакате.Понятия “холмистые” и “плоские” записываются на доске.У. Почему вы так решили?Д. На ней есть возвышенности.У. Если возвышенности на поверхности равнины не превышают 200 м, то такая равнина называется холмистой.–Что же такое холм?Д. Не знаем.У. Небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 м над окружающей местностью, называется холмом (на доске записывается понятие “холм”). Посмотрите на схему холма. Он имеет свои части: подошва – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. Посмотрите на мою схему: какой склон пологий, а какой – крутой?Понятия записываются на доске.Д. Слева – пологий, справа – крутой.У. Кто из вас запомнил части холма и может показать их у доски на моей схеме?Ученик выходит к доске и показывает подошву, вершину и склоны.У. Давайте посмотрим кинофильм о равнинах и холмах. На доске написаны вопросы, на которые вы должны будете ответить после просмотра фильма. Прочитайте их сначала.Дети читают вопросы и смотрят фильм. После просмотра они отвечают на поставленные вопросы.– Как человек возделывает равнину?Д. Распахивает земли и высаживает культурные растения.У. Какие бывают равнины?Д. Холмистые и плоские.У. Что такое холм?Д. Возвышение, не превышающее 200 м.У. Какие части холма вы знаете?Д. Подошва, вершина, склон.У. Но на равнинах могут быть не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги (на доске записывается понятие “овраг”). Давайте прочитаем о них в учебнике.Дети читают статьи из учебника.– Как же образуются овраги?Д. Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Потом талые воды размывают ее, она постепенно увеличивается и превращается в овраг.У. Какой вред приносят овраги людям?Д. Разрушают плодородный слой почвы.У. Как люди борются с образованием оврагов?Д. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению почвенного слоя земли.У. Посмотрите на доску. На моей схеме вы видите строение оврага. У оврагов тоже есть свои части. Назовем их и покажем: устье, верховье, склон, дно.– А теперь покажите эти части на макете оврага.Дети выполняют задание.– Что же такое овраг?Д. Извилистое резкое понижение.У. Отгадайте загадку. В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю.Что это такое?

Д. Гора. (На доске записывается понятие “гора”.)

У. О какой зиме идет речь?

Д. На вершинах гор очень холодно, лежит снег.

У. Правильно. Каждая гора, как и холм, имеет подошву, склон и вершину. Давайте найдем их на рисунке.

Дети выполняют задание.

– Каким цветом изображаются горы на карте?

Д. Коричневым.

У. Правильно. И чем выше горы, тем темнее цвет. Давайте снова посмотрим на физическую карту России и найдем на ней горы.

Д. Уральские горы, Кавказ.

У. Молодцы! Что же такое горы?

Д. Возвышенности, превышающие 200 м над окружающей местностью.

У. Кто-нибудь из вас был в горах? Видел эти белоснежные вершины?

Ответы детей.

–Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше всего представить это вам помогут картинки от цветных перекидных календарей. Я специально собирала их для наших уроков.

Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 км видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (показ иллюстрации), который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 м. Это самая высокая гора.

Растительность Кавказских гор – это сложный мир, в котором высота над уровнем моря играет большую роль. Подъем на каждые 200 м в горах означает понижение температуры на 1–2 градуса.

Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так же свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Большинство населения в горах составляют народы кавказской группы: осетины, кабардинцы, карачаевцы, черкесы. Их основными занятиями издавна считались животноводство, резьба по дереву и камню, обработка кожи, ковроткачество, вышивание.

Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем.

Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные Воды на Ставрополе. Здесь два раза был А.С. Пушкин. Сюда был сослан М.Ю. Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 г. он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

Послушайте стихи, в которых описывается Кавказ.

Читают заранее подготовленные ученики.

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Кавказский пленник”.

…В час ранней, утренней прохлады Вперял он любопытный взор На отдаленные громады седых, румяных, синих гор. Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины недвижной цепью облаков. И в их кругу колосс двуглавый, в венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый белел на небе голубом…

КАВКАЗУ

Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы.

(М.Ю. Лермонтов)

У. Вот на таких прекрасных лирических строчках мы и закончим знакомство с формами поверхности нашего края.

V. Закрепление пройденного

У. Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я подготовила для вас кроссворд.

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. 4. Самая низкая часть холма.

6. Русский поэт, погибший на Кавказе.

По вертикали:

1. Возвышение высотой более 200 м над окружающей местностью. 3. Самое высокое место холма.

5. Извилистое резкое понижение местности.

Ответы

По горизонтали: 2. Равнина. 4. Подошва. 6. Лермонтов.

По вертикали: 1. Гора. 3. Вершина. 5. Овраг.

VI. Итог урока

У. С какими формами поверхности мы познакомились?

Д. Равнина, холм, овраг, гора.

У. Что такое равнина?

Д. Большое пространство ровной поверхности.

У. Что такое холм?

Д. Возвышенность, не превышающее 200 м.

У. Что такое гора?

Д. Возвышенность больше 200 м над местностью.

У. Чтобы выяснить, как хорошо вы запомнили части горы и холма, я предлагаю вам заполнить перфокарты. На схемах холма вы должны подписать все его части.

Дети в течение 2 мин выполняют задание и сдают подписанные листы.

– Что такое овраг?

Д. Извилистое резкое понижение местности.

У. Как люди борются с образованием и увеличением оврагов?

Д. Сажают по их краям кусты и деревья.

У. Каким цветом обозначены горы на карте?

Д. Коричневым.

У. В чем основное отличие гор от холмов?

Д. В их высоте.

У. Попробуем систематизировать все то, о чем мы сегодня говорили.

– Молодцы! Вы хорошо поработали.

Источник: https://nsc.1sept.ru/article.php?id=200203604

Человек и мир. 3 класс. Формы земной поверхности

Схема холма и его части

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема урока: Формы земной поверхности

Цели урока:

— формировать представление о разнообразии форм поверхности земли, их особенностях;

— показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека;

— содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы;

— развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах;

— создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.

Оборудование: таблицыс изображением форм земной поверхности, макет холма, ящик с песком, лейка с водой, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний, умений, навыков

Работа с теллурием или глобусом с лампой:

— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в северном полушарии было лето; зима.

— Почему в северном полушарии в таком положении Земли зима?

— Покажите, где на Земле в это время ночь, а где день. Почему?

— Почему сутки длятся 24 часа?

— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в южном полушарии была зима.

— Почему здесь зима?

— Поверните глобус так, чтобы в восточном полушарии был день.

— Какое время года в таком положении Земли относительно Солнца в северном полушарии? Почему?

— Почему год длится 365 или 366 дней?

Несколько быстро работающих учеников могут работать по карточкам, на которых по предложенным рисункам школьники определяют, в какой части Земли день, в какой ночь, какое время года в том или ином полушарии. Сильным ученикам можно предложить самим нарисовать положение Земли относительно Солнца в то или иное время года.

3. Изучение нового материала

— На Земле выделяют две основные формы поверхности – горы и равнины. (На доске появляется соответствующая схема.)

Детям предлагается две таблицы с отражением гор и равнины.

— Где здесь горы, а где — равнина? Почему вы так думаете?

— Обратите внимание, что и на равнине и в горах поверхность состоит из неровностей – понижений и возвышений. На равнине возвышения называются холмами, некоторые понижения – овраги. Горы состоят из отдельных гор или горных цепей и межгорных понижений.

— Как вы думаете, чем горы отличаются от холмов?

В итоге беседы схема на доске дополняется и может быть представлена следующим образом:

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой они решают задачи: что конкретно представляют собой холмы, что общего и отличного между горой и холмом, чем равнины отличается от гор. Учащиеся работают в парах в соответствии с алгоритмом мурманской методики (ММ). Каждая пара получает технологическую карточку с программой работы с определенным цветовым сигналом.

В карточках две части. В первой части — программа по самостоятельному изучению деловой статьи учебника. Во второй части – задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.

Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом.

В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части.

Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.

Карточка 1. Холм

1 часть — задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст учебника «Человек и мир» на стр. …

1. Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.

2. Что такое подножие? Вершина? Склон?

3. Рассмотри рисунок на стр. … Найди на нем части холма: вершину, пологий и крутой склон, подножие.

4. Найди в тексте, какую самую большую и самую малую высоту может иметь холм?

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Подпиши части холма на рисунке. (Дается рисунок).

2. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Холм – это возвышение:

А) высота которого над окружающей местностью до 300 м;

Б) высота которого от подножия к вершине до 200 м.

3. Ответь «Да» или «Нет».

Будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175 м, 15 м?

Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские

1 часть — задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр. …

1. Найди в тексте, что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.

2.Найди в тексте, как называется равнина:

— без заметных понижений и повышений;

— на которой встречаются холмы.

3. Дополни схему:

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Равнина – это:

А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;

Б) большое пространство со значительными разницами высот;

В) большое пространство с незначительными разницами высот.

2. Закончи предложения.

Равнины бывают плоские и …

Равнины без заметных понижений и повышений – это …

Равнины, на которых встречаются холмы, это …

3.Ответь на вопросы.

Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?

Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?

Физкультминутка «Гора»

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

  1. Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
  2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
  3. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
  4. Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
  5. Медленно опустите руки и улыбнитесь!

Фронтальная работа по знакомству с оврагом.

— Рассмотрите рисунок оврага, опишите его.

— Сравните свое описание с текстом учебника.

Практическая работа по учебнику на стр. … (холм моделирует заранее учитель). Выводы учащиеся сравнивают с текстом учебника.

— Какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться.

Учитель обобщает ответы учеников, дополняет их.

— Видели ли вы горы? Где?

— Чем горы отличаются от холмов?

Самостоятельное чтение в парах текста «Горы» по карточке:

1 часть – задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр. …

— Найди в тексте, чем похожи гора и холм.
— Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?
— Чем гора отличается от холма?
— Какими бывают горы? Чем они отличаются?
— Что такое горные хребты?

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:

А) выше 200 метров;

Б) выше 150 метров;

В) выше 5000 метров.

2. Закончи предложения.

Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .

Высокие горы имеют обычно острые … , крутые …

Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …

3. Сделай  правильный вывод:

Гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … .

Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …

4. Итог урока

Работа по карточке «Итоговый контроль»:

1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы).

2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:

Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.

Холм – это возвышение на равнине, высота которого …

Овраг – это … в рельефе, с … склонами и … дном.

Гора – это возвышение на Земле, высота которого …

3. Дополни схему:

4. Ответь на вопрос. Какая форма  поверхности будет, если высота возвышения над окружающей местностью будет:

А) до 10 м – это …

Б) до 200 м – это …

В) свыше 300 м – это …

Г) свыше 1000 м – это …

Контроль результатов. Взаимопроверка по эталону.

— Перечислите мне все формы рельефа земной поверхности.

Все уроки курса здесь!

Смотрите также уроки:

Равнинная поверхность нашей республики

Водоемы. Край голубых рек и озер

Источник: http://lit-dety.ru/uroki-2/formy-zemnoj-poverxnosti.html/

Рельеф земной поверхности или топографический рельеф

Схема холма и его части

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, характеризующихся различным возрастом, историей развития, характером возникновения, очертанием и т.д.

Рельеф может рассматриваться как часть ландшафта. Он относится к географическим особенностям, контролирующих экосистему, климат, погоду и сущность жизни на Земле.

Говоря простыми словами: любая форма на поверхности Земли известна как рельеф.

Происхождение рельефа

Различные формы рельефа, которые мы имеем на сегодняшний день, возникли из-за природных процессов: эрозия, ветер, дождь, погодные условия, лед, химическое воздействия и др.

Естественные процессы и стихийные бедствия, такие как землетрясения и извержения вулканов, создали различные формы земной поверхности, которые мы видим в настоящее время. Водная и ветровая эрозия способна изнашивать земли и формировать типы рельефа, такие как долины и каньоны.

Оба процесса происходят в течение длительного периода времени, который иногда занимает миллионы лет.

Потребовалось около 6 миллионов лет для того, чтобы река Колорадо прорезала Гранд-Каньон в американском штате Аризона. Длина Гранд-Каньона составляет 446 километров.

Самый высокий рельеф на Земле – это гора Эверест в Непале. Ее вершина находится на высоте 8 848 метров над уровнем моря. Это часть горной системы Гималаи, которая располагается в нескольких странах Азии.

Самым глубоким рельефом на Земле (почти 11 000 м) является Марианский жёлоб (Марианская впадина), который находится в южной части Тихого океана.

Основные формы рельефа земной коры

Горы, холмы, плато и равнины являются четырьмя основными типами рельефа. Незначительные формы рельефа включают в себя останцы, каньоны, долины, бассейны, котловины, хребты, седловины, лощины и др.

Горы

Гора представляет собой крупный рельеф, который простирается над окружающей землей в ограниченной области, обычно в виде пика или горной системы. Гора обычно круче и выше холма.

Горы формируются посредством тектонических сил или вулканизма. Эти силы могут локально поднимать поверхность Земли. Горы медленно разрушаются благодаря действию рек, погодных условий и ледников.

Несколько гор являются отдельными вершинами, но большинство из них встречается на огромных горных хребтах.

На вершинах высоких гор более холодный климат, чем на уровне моря. Погодные условия сильно влияют на экосистемы гор: для разных высот присуще различие флоры и фауны. Из-за менее благоприятного ландшафта и климата, горы, как правило, используются меньше для сельского хозяйства и больше для добычи природных ресурсов и отдыха, такого как альпинизм.

Самая высокая известная гора в Солнечной системе – Олимп Монс на Марсе – 21171 м.

Холмы

Холмы – это форма рельефа, которая выступает над окружающей местностью. Их отличительной особенностью, как правило, является округлая или овальная вершина.

Нет четко принятого во всем мире различия между холмом и горой и в значительной степени оно субъективное, однако холм повсеместно считается менее высоким и менее крутым, чем гора. Большая советская энциклопедия определяет холм как возвышенность с относительной высотой вершины до 200 м.

Плато

Плато представляет собой плоский, приподнятый рельеф, который резко поднимается над окружающей местностью, по меньшей мере с одной стороны. Плато расположены на каждом континенте и занимают треть суши нашей планеты и являются одной из основных форм рельефа Земли.

Есть два вида плато: расчлененное и вулканическое.

  • Расчлененное плато образуется в результате восходящего движения в земной коре. Возвышение вызвано медленным столкновением тектонических плит.

Плато Колорадо, на западе Соединенных Штатов, растет около 0,3 сантиметра в год в течение более 10 миллионов лет.

  • Вулканическое плато образовано многочисленными небольшими извержениями вулканов, которые медленно нарастают с течением времени, образуя плато из лавовых потоков.

Северное островное вулканическое плато покрывает большую территорию центральной части Северного острова Новой Зеландии. На этом вулканическом плато все еще есть три действующих вулкана: гора Тонгариро, гора Нгаурухоэ и гора Руапеху.

Долина образуется, когда речная вода прорезает плато. Колумбийское плато, расположенное между Каскадными и Скалистыми горами на северо-западе Соединенных Штатов, прорезано рекой Колумбия.

Эрозия также формирует плато. Иногда оно настолько размывается, что разбивается на более мелкие приподнятые участки.

Самое большое плато в мире – Тибетское нагорье, расположенное в Центральной Азии. Оно простирается через Тибет, Китай и Индию, занимая площадь в 2,5 млн. км².

Равнины

В географии равнина представляет собой ровную, широкую поверхность Земли, которая обычно не сильно изменяется по высоте (колебание в высоте не более 200 метров, а уклон менее 5°). Равнины встречаются как низменности вдоль горных долин, прибрежные равнины или небольшие возвышенности.

Равнина – одна из основных форм рельефа на нашей планете. Они присутствуют на всех континентах и ​​охватывают более одной трети суши мира. Равнины обычно бывают лугопастбищными (умеренными или субтропическими), степными (полузасушливыми), саванными (тропическими) или тундровыми (полярными) биомами. В некоторых случаях пустыни и тропические леса также могут быть равнинами.

Равнины включают луга, которые в Северной Америке называются прериями, в Восточной Европе и Азии – степями, а в Австралии, Южной и Центральной Америке, а также на большей части Африки – саваннами.

Однако не все равнины являются лугами. Некоторые из них такие, как мексиканская равнина Табаско, покрыты лесами. Лесные равнины имеют разные типы деревьев, кустарников и другой растительности.

Пустыни также могут быть отнесены к равнинам. Часть Сахары, великой пустыни в Северной Африке, имеет равнинный рельеф.

В Арктике, где земля замерзает, равнины называются тундрой. Несмотря на холод, здесь выживают многие животные и растения, включая кустарники и мох.

Элементы рельефа

Формы земли классифицируются по характерным физическим особенностям, таким как высота, наклон, ориентация, воздействие горных пород и тип почвы.

Рельеф включает в себя такие элементы как: бермы, хребты, утесы, долины, реки, острова, вулканы и множество других структурных и размерных (т.е.

прудов и озер, холмов и гор) элементов, в том числе различные виды внутренних и океанических водоемов, а также подповерхностных объектов.

К элементам отдельных форм рельефа относятся: линии, точки, поверхностные углы и т.д.

Уровни рельефа

Рельеф можно классифицировать следующим образом:

Рельеф первого уровня

Вся литосфера, состоящая из континентальной и океанической коры, находится под рельефом первого уровня.

Континентальная кора имеет меньшую плотность, чем океаническая, и состоит преимущественно из гранитной породы, которая включает кремнезем и алюминий. В то время как океаническая кора состоит из базальтовых пород, кремнезема и магния.

Рельеф первого уровня в основном отражает первоначальное охлаждение и затвердевание земной коры в момент ее образования.

Рельеф второго уровня

Этот тип рельефа в основном состоит из всех эндогенных сил, которые происходят внутри земной коры, в ее недрах. Эндогенные силы ответственны за развитие вариаций поверхности земли.

Эндогенные процессы классифицируются следующим образом:

  • Диастрофизм – деформация земной коры под действием внутренней энергии нашей планеты;
  • Вулканизм/Землетрясения.

Горы – лучший пример продукта эндогенных процессов на континентальной коре, а в океанической коре – подводные хребты и траншеи.

Рельеф третьего уровня

Этот тип рельефа в основном состоит из экзогенных сил. Экзогенные силы – это те силы, которые возникают на поверхности Земли.

Все экзогенные силы ответственны за выравнивание поверхности планеты. Процесс выравнивания включает эрозию, транспортировку и осаждение, в результате чего образуются долины (из-за эрозии) и дельты (вследствие осаждения). Ниже приводятся природные явления, которые выполняют весь процесс выравнивания:

  • Проточная вода (реки);
  • Ветер;
  • Подземные воды;
  • Ледники;
  • Морские волны.

Важное примечание: все вышеупомянутые явления не работают за границами береговой линии. Это означает, что рельеф третьего уровня ограничен только континентальной корой.

Однако континентальная окраина (область океанского дна, расположенная между глубоководной областью и линией побережья) может иметь признаки рельефа третьего уровня из-за изменений среднего уровня моря, климатических условий или специфических для региона процессов.

Высота местности над уровнем моря

Высота местности над уровнем моря показывает на каком расстоянии относительно среднего уровня моря (принятого за ноль) находится измеряемая территория (если это равнинная местность) или определенный объект.

Средний уровень моря используется в качестве базового уровня для измерения глубины и высоты на Земле.

Температура, гравитация, ветер, течения, климат и другие факторы влияют на уровень моря и изменяют его с течением времени.

По этой и другим причинам регистрируемые измерения высоты над уровнем моря могут отличаться от фактической высоты данного местоположения над уровнем моря в данный момент.

На территории стран СНГ используется Балтийская система высот. Прибор для измерения высоты Балтийского моря называется кронштадтский футшток и находится в устое Синего моста, в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга.

Возраст рельефа

Когда речь идет об измерении возраста рельефа, в геоморфологии используются следующие термины:

  • Абсолютный возраст рельефа выражается в отрезке времени, как правило, в годах, за который сформировалась характерная неровность.
  • Относительный возраст рельефа является отображением его развития до определенной стадии. В этом случае, возраст рельефа можно определить сравнивая его с другими формами рельефа.

Значение рельефа

Понимание особенностей рельефа имеет решающее значение по многим причинам:

  • Рельеф во многом определяет пригодность местности для расселения людей: плоские, аллювиальные равнины склонны иметь более хорошие почвы, пригодные для сельскохозяйственной деятельности, чем крутые, скалистые возвышенности.
  • Что касается качества окружающей среды, сельского хозяйства и гидрологии, то понимание рельефа местности позволяет понять границы водосборных бассейнов, дренажную систему, движение воды и влияние на ее качество. Комплексные данные рельефа используются для прогнозирования качества речной воды.
  • Понимание рельефа также поддерживает сохранение почв, особенно в сельском хозяйстве. Контурная вспашка является общепринятой практикой, обеспечивающей устойчивое ведение сельского хозяйства на склонах; такая вспашка характеризуется обработкой почвы вдоль линий возвышения, а не вверх и вниз по склону.
  • Рельеф имеет критически важное значение во время военных действий, поскольку он определяет способность вооруженных сил захватывать и удерживать районы, а также перемещать войска и материалы. Понимание местности является основополагающим как для оборонительной, так и для наступательной стратегии.
  • Рельеф играет важную роль в определении погодных условий. Две области, географически близкие друг к другу, могут радикально отличаться по уровню осадков из-за различий по высоте или эффекта «дождевой тени».
  • Точное знание местности является жизненно важным в авиации, особенно для низколетящих маршрутов и манёвров, а также высоты аэропортов. Рельеф также влияет на дальность и характеристики радаров и наземных радионавигационных систем. Кроме того, холмистая или горная местность может сильно повлиять на строительство нового аэродрома и ориентацию его взлетно-посадочных полос.

Источник: https://NatWorld.info/raznoe-o-prirode/relef-zemnoj-poverhnosti-ili-topograficheskij-relef

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.